Основатель фонда «Семейная Академия» являлась Национальным консультантом ЮНИСЕФ
по разработке концепции для Казахстана «Город, дружественный к ребенку», плана действий
для МЭРа города по реализации концепции, консультантом и тренером для госслужащих
по программе «Инвестирование в детство»
Фондом осуществляется реализация проекта «Центр развития «Семейная Академия» (услуги в сфере дополнительного образования, в том числе, программы: раннее развитие детей, подготовка к школе, профориентация подростков, психологическая помощь и консультации детям и родителям, и др.).
Фонд осуществляет реализацию проекта «Ребенок должен жить в семье», в рамках которого было создано одноименное Общественное движение, куда вошли различные физические и юридические лица в целях совместной работы по решению задачи сокращения социального сиротства в Казахстане. Как результат, с 2015 года на правительственном уровне приняты решения по реализации инициатив, «Ребенок должен жить в семье»: развитие профилактической работы для сокращения семейного неблагополучия и снижения роста социального сиротства, развитие института приемной семьи и трансформация интернатных учреждений в центры поддержки семьи и детства.
Семейная Академия совместно с ЧФ «Дара» начали реализацию проекта «Наставничество для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в нескольких регионах Казахстана. В 2015 г. - Открытие психологической службы для реабилитации детей в рамках проекта «Наставники». Благодаря этому проекту в Алматы в 2016 году закрылся детский дом. С 2017 г. проект полностью координирует фонд «Дара» при участии региональных НПО. Семейная Академия с 2016 года приступила к реализации проекта «Центр поддержки семьи».
Проект «Развитие социальных услуг по подготовке и сопровождению замещающих семей в РК» и открытие в Казахстане первой Школы приемных родителей.
Грант в рамках Благотворительной программы «С любовью к детям» Российского Фонда поддержки и развития филантропии «КАФ»
По заказу Комитета по охране прав детей МОН РК проведение исследования и публикация брошюры «Состояние и проблемы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: опыт приемных и гостевых семей». Были разработаны проекты стандартов:- передачи детей, оставшихся без попечения родителей,
в гостевые и приемные семьи;- подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью;
- на основе имеющегося местного
и международного опыта разработаны предложения по перепрофилированию интернатных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в центры
по поддержке семей и детей, оказавшихся
в трудной жизненной ситуации
Центр развития «Семейная Академия»
«Ребенок должен жить в семье»
«Город, дружественный к ребенку»
«Развитие социальных услуг по подготовке и сопровождению замещающих семей в РК»
«Наставничество для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
- Проведение различных Форумов регионального и республиканского масштабов, в частности: - Общественные слушания и Гражданский Форум «Ребенок должен жить в семье»;
- Ежегодные Форумы приемных родителей и наставников; - Республиканский SocialCamp «Социальные инновации для всей семьи» (в Алматы и Астане);
- Региональные Форумы кризисных центров и социальных служб;
- Республиканский Форум «Onege» в г. Алматы:
1 день – для специалистов – психологов и социальных работников, работающих в сфере поддержки семьи и охраны прав детей;
2 день – для широкой публики в формате TEDx с выступлениями спикеров по темам, затрагивающим вопросы построения гармоничных отношений в семье, осознанного родительства и т.п. (с участием более 600 человек).
Проект «Центр поддержки семьи» - создание экспериментальной модели Центра поддержки приемных семей и семей, оказавшихся в ТЖС в рамках гранта Корпоративного Фонда «Самрук Казына Траст».
Проект был направлен на организацию «Центра поддержки семьи» на базе ДД г. Алматы в целях создания профессиональной психологической службы, которая занималась подготовкой и консультированием кандидатов в приемные родители, а также работой с воспитанниками детских домов, в том числе: адаптацией тех детей, которые поступили в учреждение, проведение терепевтической работы с детьми, которые нуждаются в помощи психолога, а также подготовка детей к возврату в кровную семью, либо к приемным родителям, сопровождение приемной семьи в период адаптации ребенка.
В результате проекта были подготовлены специалисты для работы в подобных центрах/службах, апробированы учебные программы, а также запущена работа Школы приемных родителей. Детский дом, на базе которого работал Центр/Служба, был закрыт в конце 2017 года, большая часть детей вернулись в кровные семьи, либо переданы в приемные семьи.
Проект «Дружественная детям социальная среда» - трансформация системы ухода за детьми» в рамках Программы сотрудничества ЮНИСЕФ и Республики Казахстан на 2016-2020 гг. Грант Представительства ЮНИСЕФ в РК.
Данный проект был направлен на:
1. Проведение исследования в ряде регионов Казахстана: анализ ситуации по профилактике, потоку и процессу де-институционализации, с подготовкой аналитического отчета с рекомендациями по совершенствованию процессов и плану действий для регионов с представлением отчета в Парламенте и МОН РК;
2. Проведение кабинетного анализа международного опыта по составлению минимальных операционных стандартов и процедур для оказания специальных социальных услуг, ориентированных на ребенка и семью;
3. Разработку Дорожной карты по развитию специальных социальных услуг поддержки семьи, а также
трансформации интернатных учреждений в Социальные службы/ Центры поддержки семьи и детей;
4. Разработку и апробирование учебных модулей для подготовки специалистов, работающих в сфере охраны прав детей, в частности:
- «Система защиты прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации»;
- «Теория привязанности в контексте семейного ухода»;
- «Профилактика разлучения ребенка с семьей»;
- «Подбор детям подходящих форм устройства. Подбор и подготовка приемной семьи. Устройство ребёнка в приемную семью»;
- «Профессиональное сопровождение приемной семьи»;
- «Обеспечение качества предоставления социальных услуг»
5. Разработку концепции для внедрения учебных модулей в систему повышения квалификации специалистов - социальных работников и психологов, работающих в системе охраны прав детей и поддержки семьи.
«Дружественная детям социальная среда»
Пилотный проект по трансформации детского дома в «Центр поддержки семьи и детства» в рамках Государственного социального заказа Управления занятости и социальных программ Акимата г. Алматы, при поддержке Уполномоченного по правам детей в РК. Основная Цель проекта заключалась в том, чтобы апробировать и задокументировать работу ЦПСД на базе ДД с последующей трансформацией самого детского дома в данный Центр. Поэтому в задачи проекта входили:
• Создание модели Социальной службы/ Центра поддержки семьи/ детей по принципу «одного окна» для оказания услуг семьям и детям в трудной жизненной ситуации;
•Оказание социальной и психологической помощи семьям и детям в трудной жизненной ситуации, в том числе, оставшимся без попечения родителей; • Содействие развитию новых видов специальных социальных услуг, максимально приближенных к месту проживания семьи;
• Развитие системы повышения профессиональной компетенции специалистов учреждений социальной защиты, работающих с детьми и семьями, основанной на практико-ориентированном подходе;
• Методическое сопровождение и трансляция опыта об инновационных технологиях социальной работы в области профилактики семейного благополучия и реабилитации семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации;
Проект «Наращивание потенциала Местных Исполнительных Органов и местных социальных служб по социальному сопровождению малообеспеченных семей с детьми» в рамках Программы сотрудничества ЮНИСЕФ и Республики Казахстан на 2016-2020 гг., Грант Представительства ЮНИСЕФ в РК
Данный проект нацелен на создание системы развития базовых компетенций по социальной работе для местных социальных служб, включая работников социальных услуг и управленческого состава социальных служб. Целевые группы бенефициаров включают в себя специалистов, задействованных
в социальной работе и реализации политики социальной защиты населения местных исполнительных органов и организаций неправительственного сектора.
В рамках проекта были разработаны учебные пособия для тренеров и учащихся «Психосоциальные аспекты современной социальной работы с семьей и детьми», проведены 3 5-дневных онлайн мастер-тренинга
для тренеров из других регионов Казахстана на конкурсной основе с тем, чтобы они могли
в дальнейшем проводить обучение специалистов
в своих регионах по базовым компетенциям социальной работы. Было обучено 55 тренеров, которые являются практиками и в основном работают в социально-ориентированных НПО, которые затем провели онлайн-тренинги для более, чем 2 000 специалистов по социальной работе в регионах Казахстана.
Пилотный проект по трансформации детского дома в «Центр поддержки семьи и детства» в рамках Государственного социального заказа Управления занятости и социальных программ Акимата г. Алматы, при поддержке Уполномоченного по правам детей в РК. Основная Цель проекта заключалась в том, чтобы апробировать и задокументировать работу ЦПСД на базе ДД с последующей трансформацией самого детского дома в данный Центр. Поэтому в задачи проекта входили:
• Создание модели Социальной службы/ Центра поддержки семьи/ детей по принципу «одного окна» для оказания услуг семьям и детям в трудной жизненной ситуации;
• Оказание социальной и психологической помощи семьям и детям в трудной жизненной ситуации, в том числе, оставшимся без попечения родителей; • Содействие развитию новых видов специальных социальных услуг, максимально приближенных к месту проживания семьи;
• Развитие системы повышения профессиональной компетенции специалистов учреждений социальной защиты, работающих с детьми и семьями, основанной на практико-ориентированном подходе;
• Методическое сопровождение и трансляция опыта об инновационных технологиях социальной работы в области профилактики семейного благополучия и реабилитации семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации;
Проект «Укрепление системы социального сопровождения малообеспеченных семей с детьми и детей с инвалидностью и повышение потенциала местных социальных служб в вопросах профессиональной супервизии» в рамках Программы сотрудничества ЮНИСЕФ и Республики Казахстан на 2021-2026 гг.
Были проведены следующие мероприятия:
1) Мастер-тренинг для тренеров по специфике работы центров социального обслуживания (сферы социальной защиты и здравоохранения) на дому с детьми и подростками, живущими с ВИЧ и другими хроническими заболеваниями. Обучение прошли 13 тренеров.
2) Проведение обучения принципам и навыкам проведения профессиональной супервизии для более 250 специалистов социальной защиты, образования, здравоохранения.
3) Онлайн-тренинги по базовым компетенциям социальной работы для МИО в 17 регионах РК. Обучение прошли более 1 500 специалистов по социальной работе.
4) Организация онлайн-тренингов по алгоритмам социального сопровождения детей и подростков, живущих с ВИЧ и другими хроническими заболеваниями (ДЦП, аутизм, сахарный диабет. Обучение прошли более 150 человек.
Проект осуществлен за счет средств краудфандинга
- Разработка учебного пособия «Школа приемных родителей» на каз. и рус. языках (онлайн формат);
- Проведение Тренинга для подготовки тренеров на рус. и казахском языках по курсу «Школа приемных родителей» (28 человек);
- Обучение кандидатов в приемные родители (60 человек).
«Школа приемных родителей»
Проект «Профессиональные приемные семьи» в рамках Программы сотрудничества ЮНИСЕФ и Республики Казахстан на 2021-2026 гг. Былипроведены следующие мероприятия:
1) Разработаны «Алгоритмы по семейным формам ухода и сопровождению замещающих профессиональных семей в соответствии с международными стандартами»;
2) Разработаны «Методические рекомендации по практическому внедрению Алгоритмов по семейным формам ухода и сопровождению замещающих профессиональных семей в соответствии с международными стандартам
3) Разработаны правила и методические рекомендации по осуществлению мониторинга ситуации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в профессиональных приемных семьях;
4) Разработан обучающий модуль/ Учебный курс «Подготовка кандидатов в профессиональные приемные родители».
«Профессиональные приемные семьи»
Проект по внедрению образовательных программ по развитию гибких и цифровых навыков у педагогов, ориентированных на потребности современных школьников в рамках проекта «SMART USTAZ» Корпоративного Фонда «El Umiti». 1. Подготовка команды местных тренеров для продвижения образовательной программы «SMART USTAZ» в целях развития профессиональных и смежных компетенций у педагогов и сотрудников сферы образования Казахстана. 2. Разработка и проведение тренингов в регионах Казахстана для учителей общеобразовательных школ по 2-м программам: Программа 1. «Навыки эффективного мышления и когнитивная гибкость»
Модуль 1 «Управление личностным развитием: целеполагание, планирование, тайм-менеджмент»;
Модуль 2 «Теория стигматизации или «наклеивания ярлыков» и ее взаимосвязь с этическими нормами/ принципами педагогов»;
Модуль 3 «Критическое мышление как профессионально-ориентированный тип мышления, способствующий продуктивной деятельности педагога»; Модуль 4 «Креативность: способность к поиску нестандартных решений педагогических задач творческим путем. Развитие мышления роста/гибкое мышление».
Программа 2. «Развитие социально-эмоциональных компетенций/ навыков для эффективного взаимодействия с учениками и родителями»Модуль 1 «Профилактика эмоционального выгорания в педагогической деятельности»;
Модуль 2 «Эмоциональный интеллект, управление эмоциями, управление стрессом, управление собственным развитием. Эмпатия»;
Модуль 3 «Психофизиологические и когнитивные особенности развития детей разных возрастных групп, кризисы развития детей»;
Модуль 4 «Навыки работы с семьей. Кейс менеджмент для социальных педагогов и классных руководителей».
Проект «Разработка и осуществление мероприятий по изменению социальных и поведенческих моделей и вовлечению сообщества в повышение осведомленности родителей/опекунов и специалистов о мониторинге развития детей раннего возраста в Казахстане», реализуемого при поддержке Представительства ЮНИСЕФ в Казахстане.
1. Техническая и экспертная поддержка в разработке Национальной Стратегии и Плана действий по социальным и поведенческим изменениям и вовлечению общественности для повышения осведомленности родителей/лиц, осуществляющих уход за детьми раннего возраста, и специалистов (патронажные медсестры, социальные работники, учителя, психологи, НПО и т.д.) о мониторинге развития детей раннего возраста в Казахстане.
2. Разработка учебно-методического пособия «Мониторинг развития детей раннего возраста: знания, навыки, коммуникации» для повышения профессиональных компетенций и навыков межличностной коммуникации специалистов, работающих с детьми раннего возраста и их родителями в различных организациях и учреждениях системы здравоохранения, образования и социальной защиты населения Республики Казахстан, а также для повышения осведомленности и компетенций всех заинтересованных взрослых в вопросах развития детей раннего возраста (от 0 до 7 лет).
3. Разработка руководства для родителей по мониторингу развития детей раннего возраста (от 0 до 7 лет) «Растем и развиваемся вместе».
4. Разработка руководства для специалистов по мониторингу развития детей раннего возраста (от 0 до 7 лет) «С заботой о малыше».
5. Подготовка команды национальных тренеров для продвижения в Казахстане образовательной программы «Мониторинг развития детей раннего возраста: знания, навыки, коммуникации» в целях повышения профессиональных компетенций и навыков межличностной коммуникации специалистов, работающих с детьми раннего возраста и их родителями, а также для повышения осведомленности и компетенций всех заинтересованных взрослых в вопросах развития детей раннего возраста (от 0 до 7 лет).
6. Разработка и проведение тренингов в регионах Казахстана для специалистов и родителей.